Методический кабиент

Организация музыкальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в разновозрастных группах

 

 

В разновозрастных группах смежного возраста и относительно контрастного возраста при организации слушания музыки возможно восприятие музыкального произведения, рекомендованного учебной программой дошкольного образования, учебными программами специального образования на уровне дошкольного образования для одной из возрастных групп. При восприятии музыкального произведения детьми более старшего возраста необходимо обратить внимание на используемые методы на этапе дифференцированного восприятия (например, если для группы детей более младшего возраста наиболее уместным может быть мимическое, тактильное, двигательное уподобление характеру звучания музыки, то для группы более старших детей может использоваться вокальное, темброво-инструментальное, полихудожественное уподобление); в процессе беседы более старших детей необходимо побуждать к высказываниям о музыке. Продуктивным также может оказаться метод контрастного сопоставления двух музыкальных произведений (по принципу контраста или сходства) из рекомендуемого репертуара для обеих возрастных групп. В этом случае педагогический работник в большей степени активизирует музыкальное восприятие детей той возрастной подгруппы, которой данное музыкальное произведение адресовано.

При организации певческой деятельности допустимым является разучивание и исполнение детьми разного возраста (как правило, смежного) песни из репертуара одной из возрастных групп в случае соответствия певческого диапазона обоим возрастам и индивидуальным особенностям певческих голосов воспитанников. Возможен вариант разучивания песни детьми более старшего возраста и подпевание отдельных музыкальных фраз этой песни детьми более младшего возраста, выполнение ими движений в соответствии с текстом или настроением музыки. Если разучивается песня, рекомендуемая для детей более младшего возраста, с детьми более старшего возраста может быть организована ее оркестровка (в первую очередь с участием звуковысотных детских музыкальных инструментов), также дети более старшего возраста могут исполнять данную песню acapella, что позволит дополнительно уделить внимание чистоте интонирования более старших воспитанников. Песенное творчество позволяет проявить индивидуальность каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей – песенные импровизации воспитанников могут отличаться текстовой и мелодической развернутостью при схожести предлагаемых видов творческих заданий.

Организация музыкально-ритмических движений может предполагать использование музыкального репертуара одной из возрастных групп, а движения под музыку (упражнения, танцевальные движения) будут выполняться в соответствии с возрастными возможностями и программными требованиями. Плодотворным может стать сольное и ансамблевое исполнение танцевальных движений детьми более старшего возраста на фоне массовой пляски детей более младшего возраста, выполнение детьми более старшего возраста роли ведущих в плясках по типу «зеркало», стимулирование их к созданию более развернутых танцевальных импровизаций. Подвижные игры с музыкой также дают детям более старшего возраста возможность проявить инициативу, стать ведущим, исполнять более сложные роли в игре.

Игра на детских музыкальных инструментах (элементарное музицирование) как вид деятельности позволяет достаточно четко дифференцировать предлагаемые воспитанникам разного возраста задания. Оптимальной формой в данном случае может стать смешанный оркестр, предполагающий исполнение на звуковысотных музыкальных инструментах детьми более старшего возраста и исполнение на шумовых инструментах детьми более младшего возраста, а также исполнение в ансамбле звуковысотных инструментов детьми более старшего возраста. Дифференцировать задания можно и при организации шумового оркестра, в котором более младшие дети могут с помощью шумовых инструментов выделять сильную долю, а более старшие – отмечать ритмический рисунок мелодии и др.

При организации видов музыкальной деятельности в случае, когда предполагаемый репертуар либо решаемые образовательные задачи и формируемые навыки для детей разного возраста в значительной степени различаются, безусловно, предпочтительнее ориентироваться на поэтапное начало (оно чаще будет предполагать слушание музыки, пение детьми более старшего возраста) либо окончание занятия (музыкально-ритмические движения, музицирование детей более старшего возраста, проведение музыкально-дидактических игр и др.).

В разновозрастных группах контрастного возраста необходимо стремиться к организации музыкальной деятельности с каждой подгруппой воспитанников.

В разновозрастной группе занятие (игра) по реализации содержания образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») организуется с учетом возраста и количества воспитанников и может проводиться поочередно с детьми старшей возрастной категории и младшей. Эффективность образовательного процесса будет выше, если в занятии одновременно принимают участие дети контрастного возраста: младшие (1–2 года) и старшие (5–7 лет). При этом воспитанники старшего возраста выступают для младших примером для подражания, а младшие, повторяя двигательные действия старших, занимаются с большим интересом.

В разновозрастной группе эффективно проводить такие виды занятий, как учебно-тренировочное, сюжетно-игровое.

Учебно-тренировочное занятие направлено на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, определенных учебной программой дошкольного образования. Содержание используемых физических упражнений и игр планируется с учетом возраста воспитанников, а также состояния их физической подготовленности (сформированность двигательных умений и навыков, уровень развития физических качеств ребенка). Учебно-тренировочное занятие может строиться:

на одинаковом двигательном материале для младших и старших воспитанников. В данном случае используются визуально одинаковые и похожие виды физических упражнений, но имеющие разные технические характеристики, плотность и протяженность двигательных действий (количество повторений);

на дифференцированном двигательном материале, подобранном с учетом уровня физической подготовленности младших и старших воспитанников. В данном случае воспитанники, имеющие высокий уровень физической подготовленности, выполняют задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Детям предлагается выполнение упражнений по схеме, рисунку, из нестандартного исходного положения, в новых условиях, с новым сочетанием технических элементов. Для воспитанников с низким уровнем физической подготовленности необходимо планировать задания, в которых особое внимание уделяется технике выполнения основных видов движений с установкой на их качественный результат. При этом руководитель физического воспитания занимается с воспитанниками, имеющими низкий уровень физической подготовленности, воспитатель дошкольного образования – с остальными детьми.

В сюжетно-игровом физкультурном занятии задачи обучения детей физическим упражнениям реализуются с помощью игровых упражнений, объединенных единым сюжетом (сказки, рассказа и пр.). Содержание сюжетно-игрового занятия может быть одинаковым для воспитанников старшего и младшего возраста, поскольку двигательный замысел реализуется детьми без специальной подготовки. Старшие дети, отображая движениями сюжет, создают новые композиции из усвоенных знакомых элементов, демонстрируют младшим свой двигательный опыт. Младшие, подражая им, открывают для себя собственные двигательные возможности, учатся сохранять в памяти выполняемые физические упражнения, обогащают свой двигательный опыт. Руководитель физического воспитания на занятии особое внимание уделяет обеспечению психологического комфорта всем воспитанникам, что достигается педагогической поддержкой двигательных замыслов детей и разными требованиями к качеству их выполнения.

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

свернуть

Особенности организации и планирование образовательного процесса в разновозрастных группах

(для воспитателей разновозрастных групп и специалистов)

Организация жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах имеет свои особенности. Педагог должен знать не только задачи учебной программы дошкольного образования для всех возрастных групп, но и соотносить программные требования с возрастом и индивидуальными особенностями своих воспитанников. Кроме того, воспитатель дошкольного образования должен правильно распределять своё внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Детская совместная деятельность при таких обстоятельствах требует доскональной организации и наличие общей цели, достигнуть которую стремятся все дети. Важно, чтобы и младший ребёнок и старший получили удовлетворение от совместной деятельности. Итогом такой деятельности является общий продукт, который состоит из частей, выполненных каждым участником.

Педагогам следует обратить внимание на создание развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования и в группе, она создаётся согласно “Перечню средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».   Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст воспитанников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.

Важно, в разновозрастной группе в условиях одно- или двухкомплектного сада, где дети прибывают в группе не один год, рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие ранее виденного, создают новые впечатления и образы.

При этом следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в свое время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами...»

Существенное значение имеет размещение мебели в комнате. Следует расставлять столы, кровати по возрастным подгруппам. Это дает возможность дифференцировать длительность режимных моментов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.

Например, кровати малышей удобнее расположить в наиболее спокойной части спальной комнаты. Старшие дети при этом, вставая первыми (ложась последними), не нарушают сна маленьких.

Столы надо расставлять ближе к окнам так, чтобы свет падал с левой стороны. При размещении столов надо позаботиться о том, чтобы всем детям было хорошо видно и слышно воспитателя, чтобы они свободно могли вставать и выходить из-за стола, не мешая другим.

В создании условий для полноценного физического развития детей большое значение имеет правильный подбор мебели. Она должна быть простой по форме, легкой и удобной, окрашенной в светлые тона, с гигиеническим покрытием.

Столы и стулья – основная мебель для детей – в разновозрастной группе должны быть не менее 3-4 размеров.

Важно, чтобы обозначения (метки для детей) на мебели, шкафчиках, вешалках для полотенец менялись по мере перехода детей в более высшую возрастную подгруппу. Такая деталь имеет особое значение в группах, где дети разного возраста воспитываются в одном коллективе 2-3 года. Она дает возможность ребенку почувствовать, что он уже «подрос», стал на год старше, а такая радостная перспектива всегда доставляет детям большое удовольствие.

В оборудование групповых комнат, помимо столов, стульев, входят шкафы для игрушек, полки для книг, скамейки и другие предметы. Все они должны быть устойчивыми, безопасными в употреблении, удобными для самостоятельного пользования.

Санитарно-гигиеническими правилами предусматриваются определенные требования и к качеству игрушек – они подбираются в соответствии с возрастом детей, изготавливаются из легко моющихся материалов, покрываются яркими, прочными и безвредными лаками и красками.

Дидактический материал, пособия и игрушки, подобранные в соответствии с возрастом каждой возрастной группы и подгруппы, должны быть расположены на отдельных полках и рассредоточены так, чтобы детям было удобно пользоваться ими и, приучаясь к порядку, ставить на место.

Необходимо приучать детей с младшего возраста к аккуратному и бережному обращению с игрушками, самостоятельной их уборке.

При оборудовании других помещений малокомплектного детского сада (раздевальной, умывальной, туалетной и т.д.) необходимо также сочетать соблюдение гигиенических требований и созданием максимальных удобств для одновременного воспитания детей разного возраста. Важно, чтобы эти помещения находились в непосредственной близости к групповой комнате – тогда воспитателю будет удобно наблюдать за детьми, обеспечивать последовательность режимных моментов.

Правильное физическое развитие ребенка немыслимо без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных групп, абсолютно точно соблюдать распорядок времени, указанный в учебной программе для каждого года жизни ребенка. В условиях разновозрастной группы это невозможно, так как происходит совпадение во времени разных моментов. Поэтому, целесообразно составлять режим общий для всех.

- при наличии в группе детей двух смежных возрастов – за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна – первыми встают на 15 минут раньше старшие дети);

- при определении общего режима для детей трех-четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.

Важно всегда соблюдать правило – режимные моменты начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).

Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.

Режим только тогда организует жизнь детей, является важным фактором воспитания, когда он выполняется четко и согласованно всеми работниками УДО.

Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Помощник воспитателя разновозрастной группы должен особенно хорошо сознавать свою роль в педагогическом процессе с воспитанниками, владеть основными приемами организации режимных моментов, понимать, чем она может помочь малышам, а что они должны делать самостоятельно. Помощь помощника воспитателя необходима постоянно, но больше всего в самые напряженные в разновозрастной группе моменты – при завершении одних процессов и переходе к другим: подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение закаливающих процедур.

Образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, которым закреплены основы государственной политики и государственные гарантии прав в сфере образования.

Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет должна составлять до 10 – 15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет — до 20—25 минут, с воспитанниками в возрасте от 5 до 7 лет — до 30—35 минут, физкультурные минутки — не менее 1,5—2 минут.

Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10—12 минут. Во время перерывов проводятся подвижные игры умеренной интенсивности.

Такое распределение времени для занятий дается как примерное. Они могут меняться в зависимости от поставленных задач, заинтересованности детей деятельностью, их самочувствия и др.

В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия. Домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.

В учреждении образования при реализации учебной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.

Общая продолжительность каникул составляет 110 дней: летние – 90 календарных дней, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.

Образовательный процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, обеспечивающее решение воспитательных и образовательных задач. Первостепенной задачей учреждений дошкольного образования является выстраивание системы планирования для организации образовательного процесса, которая включает:

разработку учебного плана для каждой возрастной группы, утвержденного руководителем дошкольного учреждения;

расписания специально организованных форм деятельности по образовательным областям учебной программы дошкольного образования;

циклограмму совместной деятельности детей и педагогов,

выделение времени для самостоятельной деятельности детей,

определение дней и продолжительности занятий для организации образовательных услуг сверх базового компонента согласно учебной программе дошкольного образования и Типовому учебному плану дошкольного образования и др.;

тем на год в соответствии с возрастом воспитанников;

перспективного, календарного планирования.

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы специально организованной деятельности, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой. Более общие программные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение представлений) — на занятиях с одной подгруппой.

Выделяют четыре вида специально организованной деятельности воспитанников

I вид — ступенчатое начало занятия

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

ІІІ вид — одновременная деятельность детей по разному программному содержанию

ІV вид — отдельная деятельность детей

Педагог, организовывая образовательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний учебной программы дошкольного образования, ее дидактических принципов, возрастных возможностей и особенностей воспитанников, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса. В планировании должны быть предусмотрены конечные и промежуточные цели и задачи, средства и способы достижения результатов.

Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определённое своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту, предусмотреть дифференцированные задания для детей.

Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.

Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются как с участием взрослого, так и при косвенном его руководстве. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

Обязательно в планировании должна прослеживаться интеграция образовательных областей. Цели и задачи должны быть четкими, конкретными, понятными, реальными, измеримыми и достижимыми, соответствующими направлениям и образовательным областям учебной программы дошкольного образования и возрасту детей. Ключевыми словами формулировки целей, образовательных, развивающих и воспитательных задач могут быть: «формировать понятие», «расширить представление», «развивать умение сравнивать», «развивать познавательный интерес», «способствовать развитию», «воспитывать эстетическое восприятие», «воспитывать культуру поведения» и т.д.

Одним из оптимальных условий реализации учебной программы дошкольного образования является тематический подход к планированию образовательного процесса, в котором предполагается выделение ведущей темы дня, недели. Тематический подход к планированию предусматривает разработку тем: с учетом цикличности года, сезонных изменений и явлений в природе, государственных и народных праздников, познание природного и рукотворного мира, родного края, себя, мира, социума, трудовой деятельности людей и др.

План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе. От того как составлен, его четкости, компактности содержания, доступности зависит успех работы, а следовательно и успех решаемых задач. При составлении плана воспитателю разновозрастной группы необходимо помнить о следующем.1. Планирование образовательной работы с детьми должно быть гибким (количество занятий и других форм работы определяется воспитателем совместно с руководством, учитывая возрастные особенности детей, предусматривая не столько фронтальные способы организации воспитания и обучения, сколько подгрупповые и индивидуальные)2. При планировании нужно учитывать условия функционирования и режим работы дошкольного учреждения, годовые задачи работы учреждения.3. Право выбора заниматься той или иной формой деятельности остается за воспитанниками.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ. Занятие включает в себя три этапа:

1.Организация воспитанников;

  1. Основная часть занятия;
  2. Итог занятия.

Организация детей:

Проверка готовности воспитанников к занятию (внешний вид, собранность внимания);

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Основная часть занятия:

Организация детского внимания;

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение ;

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Итог занятия:

Подведение итога (анализ вместе с воспитанниками выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия воспитанников в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);

Переключение воспитанников на другой вид деятельности.

Программные

задачи

Структура основной части занятий

Организационный момент

Организовать, создать мотивацию, интерес к занятию… Мотивация

Сюрпризный момент

Загадки, пословицы

Усвоения новых знаний Формировать….

Знакомить…

Давать представление… Мотивация

Подача нового материала

Закрепление

Закрепления ранее приобретённых знаний

Обобщать...

Систематизировать...

Закреплять…. Мотивация.

Игры, упражнения, беседы на закрепление и обобщение материала

Творческого применения знаний и умений Развивать…

Направлять…. Мотивация

Повторение

Применение имеющихся знаний в новой ситуации

Литература:

1.Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022.

2.Инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь:http://asabliva.by/

3.Жихар О.П., Кощева З.В. Разновозрастная группа: особенности планирования и организации образовательного процесса. Минск, 2018.

свернуть

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность в детском саду – это одна из важнейших сторон воспитания детей дошкольного возраста, выражающаяся в ознакомлении детей с трудом взрослых, приобщении к труду, формировании уважительного отношения результатам труда и стремления оказывать посильную помощь взрослым.

Виды трудовой деятельности дошкольников

Условно можно выделить несколько видов трудовой деятельности дошкольников:

· Самообслуживание.
· Ручной труд.
· Труд на природе.
· Бытовой (хозяйственный) труд.
Каждый из этих типов деятельности ребенка имеет свои особенности, но все они плотно перекликаются между собой и тесно взаимосвязаны. Нельзя выделить что-то одно, присвоив ему звание «самого полезного».

1. К самообслуживанию относится уход человека за самим собой. Этот вид трудовой деятельности жизненно необходим каждому человеку, и чем раньше малыш начнет его осваивать, тем быстрее он начнет становиться самостоятельным. Так, с младшего дошкольного возраста ребенка нужно учить самостоятельно умываться, мыть ручки перед едой и после прогулок, одеваться и обуваться. Нужно помнить, что повседневная одежда малыша должна быть простой и удобной, с тем расчетом, чтобы он смог одевать ее без помощи взрослого. Детям постарше, возраста средней или подготовительной группы, можно будет надевать рубашки с пуговицами, джинсы с подтяжками и обувь со шнурками. Надо знать, что такие занятия требуют терпения, настойчивости и усидчивости. По мере взросления ребенка навыки самообслуживания добавляются. Например, у ребенка появляется обязанность по уборке своей постели, аккуратному складыванию одежды в шкаф и расставлению игрушек после игрового процесса. Обязательно малышу нужно разъяснять и показывать на примере, как нужно себя вести, чтобы не затруднять действия окружающих.

2. Бытовой труд помогает воспитывать в ребенке чистоплотность, аккуратность и бережное отношение к окружающим вещам. Такой тип деятельности нацелен на поддержание чистоты в помещении, он необходим при организации режима в детском саду или дома. Малыши могут помогать работнику сада или родителям накрывать на стол, убирать грязную посуду, приводить в порядок игрушки, протирать их от пыли, прибираться на приусадебном участке. Дошкольники подготовительной группы в детских садах более активно помогают в уборке своей площадки на улице, стирают одежду игрушек и даже несут полноценную «вахту» по сервировке стола согласно графику дежурств. Взрослым важно мотивировать ребенка на такой тип его деятельности, объяснять, что для получения результата необходимо прилагать усилия. Важно похвалить ребенка и дать ему понять, зачем он делает то или иное действие. Например, после уборки снега по дорожке стало легче ходить, а в прибранной комнате теперь чисто и уютно.

3. Ручной труд представляет собой творческий вид деятельности, в ходе которого можно изготавливать самые разные предметы для личного или коллективного использования. Это могут быть любые игрушки (рогатки, машинки, корзинки и т.д.) или полезные приспособления (кормушка для птиц), которые ребенок может создать из любых подручных материалов. Зачем нужно самостоятельно изготавливать игрушку, если ее можно купить? Многие родители задаются этим вопросом и не задумываясь об ответе, выбирают простой путь, то есть приобретают малышу то, что считают нужным для игр. На самом деле, большинство педагогов склоняются к тому, что детей просто необходимо мотивировать на то, чтобы они сами выдумывали себе игры. Это важно по нескольким причинам: ребенок понимает, что для получения удовольствия от игры, необходимо сначала потрудиться; больше внимания уделяется окружающему миру, со временем малыш подсознательно будет видеть в разных предметах потенциальную область его применения (из желудя можно сделать человечка, из скорлупы ореха – кораблик и т.п.); развивается фантазия; активно работает «творческое» полушарие мозга; когда ребенок что-либо делает сам, он становится более бережным по отношению и к тем изделиям, которые создают другие люди; ребенок изучает на практике свойства материалов, знакомится со способами их сочетания. Все эти причины положительно влияют на нравственное воспитание дошкольника и позволяют ему развиваться с разных сторон.

4. Природный труд помогает ребенку не просто познакомиться с миром, который его окружает, но активно помогает разработать наблюдательность, аккуратность и бережливость, любовь к природе, трепетное отношение к животным. Такой вид деятельности подразумевает уход ребенка за растениями и домашними животными. Так, в детских садах малыши принимают активное участие в выращивании цветов в клумбах, в уходе за комнатными растениями, иногда привлекаются на «работу» на огороде. Такая «работа» носит в большей степени ознакомительный характер и не нацелена на получение большого урожая. Нередко в группах детских садов имеются «живые уголки», в которых обитают рыбки в аквариуме, черепашки или домашние грызуны. Родителям также рекомендуется приучать своих детей к работе с растениями. Такой вид деятельности особенно важен в современное время, так как будет приучать ребенка отвлекаться от электронных устройств и обращать внимание на природу. Ребенок на собственном опыте сможет проводить связи между отдельными явлениями, сможет наблюдать природные изменения. Когда он подрастет до возраста старшей группы, то некоторые аспекты природного труда можно усложнить и перевести в обязанности. Родителям можно напоминать ребенку о его заботах, но не перекладывать их на себя (при условии, что малышу это интересно). Таким образом дети становятся ответственными и обязательными.

свернуть

Падборка дыдактычных гульняў для дашкольнікаў па матэрыялах беларускіх народных казак

Падборка дыдактычных гульняў для дашкольнікаў па матэрыялах
беларускіх народных казак
«Дапамажы гаспадыні»
Мэта: развіццё маторыкі дробных мышцаў, увагі, зрокавага і тактыльнага
ўспрымання.
Змест: Выхавальнік раздае дзецям скрыначкі з бобам і гарохам і тлумачыць,
што боб і гарох рассыпаліся і змяшаліся. Трэба разабраць боб і гарох асобна. Дзеці
разбіраюць боб і гарох у розныя скрыначкі.
«Завяжы вузельчык»
Мэта: развіццё маторыкі дробных мышцаў.
Змест: Выхавальнік прапануе дзецям завязаць вузельчыкі на вяровачцы.
«Марозныя ўзоры»
Мэта: развіццё маторыкі дробных мышцаў, уяўлення, уважлівасці,
самастойнасці, творчых здольнасцей.
Змест: Дзецям прапаноўваюць намаляваць да хаткі быка і яго сяброў акно з
марознымі ўзорамі.
«Абвядзі шаблоны і заштрыхуй»
Мэта: развіццё маторыкі дробных мышцаў, падрыхтоўка кісці рукі да пісьма,
развіццё мовы, навыка размяшчаць малюнкі на аркушы паперы, выхаванне
засцяроджанасці.
Змест: Дзецям даюць аркушы паперы і шаблоны жывёл – персанажаў казкі.
Дзеці павінны правільна размясціць шаблоны на аркушы паперы, абвесці іх і
заштрыхаваць па заданню выхавальніка. Затым дзеці расказваюць урывак з казкі пра
тую жывёлу, выяву якой заштрыхавалі.
«Параўнай»
Мэта: выхаванне ўвагі, развіццё ўмення параўноўваць прадметы па даўжыні,
шырыні, развіццё мовы, успрымання.
Змест: Выхавальнік прапаноўвае дзецям параўнаць палоскі-«дарожкі», па якіх
«ехала» муха-пяюха. Палоскі паперы даюцца рознай даўжыні і шырыні.
Па заданню выхавальніка дзеці знаходзяць самую кароткую палоску, самую
доўгую, сярэднюю. Выкладваючы палоскі-«дарожкі» па даўжыні, дзеці гавораць:
«Гэта дарожка самая кароткая, гэтая – даўжэйшая, а гэтая – самая доўгая».
Гэтак жа дзеці параўноўваюць палоскі-«дарожкі» па шырыні. Затым знаходзяць
і называюць доўгія, кароткія, шырокія і вузкія прадметы, якія загадзя прынесены
выхавальнікам у групавы пакой.
«Высокі – нізкі»
Мэта: выхаванне ўвагі, паляпшэнне ўспрымання, фарміраванне навыка
параўноўваць прадметы па вышыні, развіццё мовы, маторыкі дробных мышцаў рукі.
Змест: Дзецям прапануюць пабудаваць з лічыльных палачак ці палосак паперы
хаткі: для зайчыка – нізкую, для лісіцы – высокую. Затым дзеці расказваюць, якія
хаткі пабудавалі для зайчыка і лісіцы, параўноўваюць іх. Па заданню выхавальніка
дзеці называюць вядомыя ім нізкія і высокія прадметы.
«Можна есці ці не?»
Мэта: Замацаванне ўяўленняў аб прадуктах харчавання, развіццё слыхавой
увагі, кемлівасці, лагічнага мыслення, выпрацоўка хуткай рэакцыі на слова.
Змест: Пры рабоце з казкай «Каток – залаты лабок» прапанаваць дзецям
гульню на адрозненне прадуктаў харчавання ад іншых прадметаў. Для гэтага
выкарыстоўваюць як прадукты харчавання, так і карткі з іх відарысамі.
Дзеці павінны разгледзець усе прадукты або іх выявы, назваць іх. Затым
выхавальнік паказвае і называе прадмет, дзеці на прадукт харчавання пляскаюць у
далоні, на другія прадметы – топаюць нагамі.
«Хто знойдзе, няхай возьме»
Мэта: замацаванне ўяўленняў пра матэрыял, з якога зроблены прадмет,
актывізацыя слоўніка, развіццё звязнай мовы, выхаванне ўважлівасці, кемлівасці.
Змест: Пры рабоце з казкай «Піліпка-сынок» дзецям прапануюць адшукаць у
пакоі для гульні прадметы, зробленыя з дрэва, пластмасы, гумы і іншага матэрыялу.
Дзеці шукаюць прадмет, называюць яго, прыдумваюць і расказваюць пра яго
невялічкае апавяданне, паведамляюць, з якога матэрыялу ён зроблены.
«Што ёсць у коціка?»
Мэта: развіццё зрокавага ўспрымання, звязнай мовы, замацаванне ўяўленняў
аб частках цела жывёл, выхаванне настойлівасці ў вырашэнні задачы,
засцяроджанасці.
Змест: Дзецям прапаноўваецца цацка-коцік ці картка з відарысам коціка. Дзеці
разглядваюць цацку-коціка, а затым называюць, якія часкі цела ў коціка ёсць.
Такую ж гульню можна праводзіць, выкарыстоўваючы вобразы іншых жывёл –
персанажаў казак.
«Раскладзі па велічыні»
Мэта: актывізацыя слоўніка і развіццё звязнай мовы, выпрацоўка ўмення
параўноўваць прадметы па велічыні на вока або шляхам накладвання, выхаванне
ўвагі, паляпшэнне ўспрымання велічыні прадмета.
Змест: Дзеці разглядаюць плоскасныя фігуркі герояў казкі «Муха-пяюха»,
параўноўваюць іх і раскладваюць па велічыні ўрад: хто за каго большы. Напрыклад:
воўк, заяц, вавёрка, жабка, мышка, муха.
Затым дзеці расказваюць, чаму яны так размясцілі герояў казкі.
Гэту гульню можна праводзіць на матэрыяле іншых казак.
«Складзі карцінку»
Мэта: развіццё прасторавай арыенціроўкі, мовы, умння бачыць цэласнасць
вобраза, выхаванне ўвагі.
Змест: Пры рабоце над казкай «Сынок з кулачок» прапанаваць дзецям скласці
з чатырох частак разразныя карцінкі поля, луга, лесу. Дзеці складаюць карцінкі,
паведамляюць, што ў іх атрымалася, расказваюць пра раслінны і жывёльны свет
таго асяроддзя, якое атрымалася на карцінцы.
«Хто першы назаве?»
Мэта: актывізацыя слоўніка, развіццё зрокавай і слыхавой увагі, звязнай мовы.
Змест: На фланелеграфе ў радок размяшчаюцца відарысы герояў казак.
Выхавальнік дамаўляецца з дзецьмі, адкуль яны будуць пачынаць лічыць відарысы
(злева направа). Затым некалькі разоў пляскае ў далоні. Дзеці лічаць колькасць
хлапкоў, знаходзяць відарыс, які стаіць на ўказаным месцы, і называюць яго,
расказваюць аб ім невялічкі ўрывак з казкі. Выйграе тое дзіця, якое першым назвала
відарыс.
«Каго не стала?»
Мэта: выхаванне ўвагі, кемлівасці, развіццё памяці, актывізацыя слоўніка.
Змест: На фланелеграфе выхавальнік размяшчае выявы герояў казкі. Дзеці
называюць іх і запамінаюць. Па сігналу выхавальніка дзеці заплюшчваюць вочы, а
выхавальнік убірае з фланелеграфа якую-небудзь карцінку. Дзеці расплюшчваюць
вочы і адгадваюць, каго не стала з казачных герояў. Гульню можна паўтарыць
некалькі разоў, хаваючы кожны раз іншых герояў казкі.
«Што змянілася?»
Мэта: выхаванне ўвагі, кемлівасці, развіццё памяці, мовы, актывізацыя
слоўніка.
Змест: На фланелеграфе выхавальнік размяшчае выявы герояў казкі. Дзеці
называюць іх і запамінаюць парадак із размяшчэння. Па сігналу выхавальніка:
«Ноч» – дзеці заплюшчваюць вочы, «спяць». За гэты час выхавальнік мяняе парадак
размяшчэння відарысаў. Па сігналу: «Дзень» – дзеці расплюшчваюць вочы, уважліва
глядзяць на фланелеграф і тлумачаць, якія там адбыліся змены.
«Назаві адным словам»
Мэта: замацаванне ў мове дзяцей слоў, што абазначаюць агульныя паняцці,
актывізацыя слоўніка, развіццё лагічнага мыслення, кемлівасці.
Змест: Выхавальнік выкладае карткі з выявамі прадметаў. Дзеці разглядваюць
іх, называюць намаляваныя прадметы. Затым выхавальнік просіць назваць гэтыя
прадметы адным словам. У залежнасці ад зместу казкі гэта могуць быць наступныя
заданні:
- воўк, ліса, заяц … – дзікія жывёлы;
- сабака, кот, каза … – свойскія жавёлы;
- верабей, сарока, галка … – птушкі;
- курыца, певень, гусь … – свойскія птушкі;
- дуб, клён, бяроза … – дрэвы і г.д.
У старэйшай групе карткі могуць не выкарыстоўвацца. Замест іх выхавальнік
проста называе прадметы.
«Хто жыве ў казцы?»
Мэта: развіццё ўвагі, памяці, звязнай мовы, хуткасці мыслення, актывізацыя
слоўніка.
Змест: Для гэтай гульні спатрэбяцца карткі з відарысамі розных прадметаў, у
тым ліку і персанажаў казкі.
Выхавальнік дае дзецям разгледзець карцінкі, а затым просіць назваць
персанажаў той казкі, якую слухалі на занятку, і расказаць невялічкі ўрывак з гэтай
казкі пра таго героя, якога назвалі.
«Хто дзе жыве?»
Мэта: замацаванне ўяўленняў пра дзікіх і свойскіх жывёл, развіццё лагічнага
мыслення, памяці, ўвагі.
Змест: На фланелеграфе выхавальнік размяшчае карцінкі з відарысамі хаты і
лесу. Дзецям раздаюцца відарысы дзікіх і свойскіх жывёл. Дзеці па чарзе
падыходзяць да фланелеграфа і размяшчаюць відарысы: дзікіх жывёл – каля лесу,
свойскіх – каля хаты, тлумачачы пры гэтым, чаму яны так зрабілі.
«Назаві насякомых»
Мэта: замацаванне ўяўленняў пра насякомых, развіццё памяці.
Змест: Пры рабоце над казкай «Пчала і муха» выхавальнік паказвае дзецям
відарысы насякомых і іншых жывых істот. Затым прапаноўвае назваць насякомых і
пазнаць іх па картках.
«Не памыліся»
Мэта: актывізацыя слоўніка, лагічнага мыслення, увагі, кемлівасці,
замацаванне ўяўленняў пра дзікіх і свойскіх жывёл.
Змест: Дзеці стаяць у крузе, перакідваючы мяч. Той, хто кідае мяч, называе
дзікую ці свойскую жывёліну. Той, хто мяч злавіў, павінен сказаць, дзе яна жыве: у
лесе ці побач з чалавекам.
«Палічы»
Мэта: вучыць дзяцей правільна дапасоўваць назоўнікі да лічэбнікаў,
практыкаваць у лічэнні да 10, у суаднясенні лічбы і колькасці прадметаў, развіваць
лагічнае мысленне дашкольнікаў.
Змест: Для гэтай гульні патрэбны карткі з лічбамі ад 1 да 10 і наборы розных
прадметаў па 10 штук, напрыклад: 10 зайчыкаў, 10 коцікаў, 10 каласкоў, у
залежнасці ад зместу казкі. Выхавальнік прапануе дзецям палічыць прадметы,
правільна суадносячы назоўнікі і лічэбнікі, называць лічбы на картцы і адлічваць
такую ж колькасць прадметаў.
«У якой печы які хлеб пяклі?»
Мэта: замацаванне ўяўленняў пра геаметрычныя фігуры, развіццё ўмення
суадносіць прадметы па велічыні, развіццё назіральнасці, ўвагі, лагічнага мыслення.
Змест: Дзецям раздаюць «печы» – квадраты рознай велічыні і «хлеб» – кругі,
таксама рознай велічыні. Выхавальнік тлумачыць, што вялікі «бохан» пяклі ў
вялікай «печы», маленькі «бохан» – у маленькай «печы». Затым просіць дзяцей
правільна падабраць «боханы хлеба» да «печаў», у якіх пяклі «хлеб», растлумачыць
свій выбар.
«Скажы наадварот»
Мэта: абагачэнне мовы словамі-антонімамі, развіццё звязнай мовы, кемлівасці,
мыслення, выхаванне ўвагі.
Змест: Выхавальнік вымаўляе слова і кідае каму-небудзь з дзяцей мяч. Дзіця,
злавіўшы мяч, павінна ў адказ назваць слова, процілеглае па значэнню. Напрыклад:
высокі – нізкі, уперад – назад, дзень – ноч, цёплы – халодны і г.д.
«Паштальён прыносіць пісьмы»
Мэта: развіццё звязнай мовы, мыслення.
Змест: Паштальён раздае дзецям канверты, у якіх ляжаць карткі з відарысамі
персанажаў казкі. Дзеці павінны расказаць урывак з казкі з удзелам гэтых
персанажаў

свернуть

открытое занятие старшая группа по правам ребенка "Что? Где? Когда?"

Открытое занятие по правам ребенка вторая младшая группа № 4

Конспект занятия во второй младшей группе на тему «Право на имя. Право на семью»

Программные задачи:

Образовательные:  формировать умения самостоятельно называть имена родителей, свои имена, проявлять к ним заботу и внимание; формировать представления о правах человека ( право на имя, право на семью).

Развивающие: развивать умение узнавать и называть людей разных профессий (милиционер); развивать познавательную, эмоциональную сферы, воображение.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа: разучивание стихотворения для физкультминутки; беседа о семье; слушание песни автобуса; рассказ воспитателя об имени, его значении в жизни человека.

Оборудование: картинка с изображением младенцев; сорока; письмо от мальчика; автобус; картины с изображением домов и телефонной будки; картина с изображением семьи; телефон; кукла Ваня; колонка; документ «Свидетельство о рождении».

Ход занятия

Вводная часть

В-ль: Ребята, посмотрите, какая красивая птичка сидит на веточке. Как вы думаете, как она называется? (Сорока)

В-ль: Правильно! А откуда она прилетела? (Из лесу)

В-ль: Молодцы! Сорока, что то нам принесла. Посмотрим? (Да)

В-ль: Ребята, посмотрите, сорока принесла нам письмо. Прочитаем? (Да)

(Воспитатель читает письмо.)

«Детский сад №4. Для ребят!

Пишет вам незнакомый мальчик. Прошу вас о помощи. Я потерялся в большом городе и не могу найти свою семью. Помогите пожалуйста!»

В-ль: Ну, что поможем мальчику? (Да)

Основная часть

В-ль: А как вы думаете, на каком транспорте мы отправимся в путь? ( Дети называют виды транспорта)

(Звучит звук автобуса.)

В-ль: Посмотрите, ребята, за нами приехал автобус. Как вы думаете, какой он?

Дети: Волшебный, сказочный, веселый, красивый, цветочный и т.д.

В-ль:  Но прежде чем мы займем места в автобусе, давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.

Дети перечисляют правила поведения в общественном транспорте. Занимают места в автобусе и отправляются в путь.

Звучит музыка. Автобус останавливается.

В-ль: Ребята, вам понравился наш цветочный автобус? (Да). Тогда отправимся в путь и найдем мальчика, который прислал нам письмо.

( Воспитатель с детьми подходит к лавочке, где сидит грустный мальчик.)

В-ль: Здравствуй, а ты кто?

Мальчик: Я мальчик.

В-ль: Это твое письмо мы получили? Это ты просишь нас о помощи?

Мальчик: Да.

В-ль: А как тебя зовут?

Мальчик: Я забыл, как меня зовут.

В-ль: Давайте поможем мальчику вспомнить свое имя.

(Дети садятся на лавочку вместе с мальчиком)

В-ль: Имя- это то, как тебя называют. У каждого из вас есть имя. Зачем оно вам? (Ответы детей) Зачем люди дают друг другу имена? (Ответы детей) Правильно. Люди дают имена, чтобы отличать одного человека от другого, различать людей. Как бы мы обращались друг к другу если бы не имя? (Ответы детей) Вы иногда кричите друг другу «Эй, иди сюда!» Это обидно и невежливо. Хорошо ли так звать человека? (Ответы детей)

( Слышится плач новорожденного ребенка).

В-ль: Ребята, как вы думаете, кто это плачет? (Ребенок)

В-ль: Правильно, с таким плачем рождаются все дети.

Воспитатель показывает картинку с новорожденными детьми. На пеленочках у них прикреплены бирки разного цвета.

В-ль: Посмотрите на этих малышей, которые только родились. Похожи ли малыши друг на друга? (Ответы детей)

В-ль: малыши почти все одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно. Имен у них пока нет, только бирки разного цвета. Как вы думаете, кто дает имя малышу? (Мама и папа, родители)

В-ль: Правильно! И когда вы были вот такими маленькими, ваши родители дали вам имя.

В-ль: Милые дети!

Вы всех прекраснее на свете.

Вот таких хороших, хороших и пригожих

Я приглашаю поиграть.

Физкультминутка

Ребята, дружнее встаньте в круг!            Дети стоят в кругу

Вот как много стало рук!                       Руки вперед тыльной стороной к верху

Чьи же руки, подскажите                     Дети называют свои имена

И ладошки покажите,                           Переворачивают ладошки к верху

А теперь за руки взялись                     Берутся за руки

И по кругу пробежались.                    Побежали по кругу

Сделали по уже круг,                          Дети подходят навстречу друг другу

Крышу сделали из рук.                      Взявшись за руки, делают круг шире

Получился дом имен.

В этом доме мы живее.

(Дети садятся на стульчики)

(Воспитатель обращается к мальчику)

В-ль: Мальчик, может ты вспомнил свое имя и назовешь его нам?

Мальчик: Меня зовут Ваня!

В-ль: Вот мы и познакомились.

В-ль: А вы знаете, ребята, что при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении» (Показывает документ). В этом документе закреплено ваше очень важное право – право на имя. Значит, мы все имеем право на…(имя).

В-ль: Ребята, у каждого из вас есть мама, папа, бабушка, дедушка, сестра или брат. А как их всех назвать одним словом? (Семья).

В-ль: Правильно. Это слово – семья. У каждого из нас есть своя семья. Это те, кого мы больше всех любим, это наши родные.

Главное в жизни - это семья,

Где есть мама, папа и я!

Вместе с семьей мы ходим гулять,

Вместе встаем и ложимся спать.

Вместе делаем все и всегда,

Потому что мы настоящая семья!

(Воспитатель вешает на мольберт картинку с изображением семьи)

В-ль: А теперь, ребята, расскажите про свою семью. (Дети называют членов семьи по имени)

В-ль: Скажи, Ваня, а у тебя тоже есть семья?

Мальчик: Да, конечно, у меня тоже есть семья: мама Таня, папа Вова, бабушка Оля и дедушка Толя. Я их очень люблю. А еще я люблю называть их по пальчикам. (Вместе с детьми проводится пальчиковая игра «Семья»

Этот пальчик- дедушка (большой).

Этот пальчик – бабушка (указательный).

Этот пальчик – папа (средний).

Этот пальчик – мама (безымянный).

Вот и вся моя семья.

В-ль: Я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, на что еще имеет право ребенок. Слушайте внимательно.

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю

Люблю деда и бабусю,

И щенка и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеет право на … (Семью)

В-ль: Верно. В этой загадке говорится о праве ребенка на семью. Мы с вами выяснили, что ребенок имеет право на имя и на семью.

В-ль: Ребята, как вы думаете, кто поможет нам найти семью Вани?

Дети: Милиционер.

В-ль: Как позвать милиционера?

Дети: По номеру 102.

В-ль: Молодцы!

(Воспитатель звонит по номеру 102 и просит о помощи у милиционера)

В-ль: А вы знаете, что люди данной профессии выполняют такую тяжелую, но столь важную работу, ведут борьбу со злом и всегда готовы прийти на помощь тем, кто попал в беду. А кто у нас попал в беду? ( Ответы детей)

(Стук в дверь. Заходит милиционер.)

Милиционер: Здравствуйте, ребята! Я пришел вам сообщить, что нашел маму и папу Вани. Они обрадовались, что нашелся их сынок. Мы сейчас с Ваней пойдем к ним.

Мальчик: Ребята, спасибо за помощь. Мне было приятно с вами познакомится. До свидания!

(Милиционер и Ваня уходят)

Заключительная часть

В-ль: Вот и закончилось наше путешествие. Посмотрите, за нами приехал наш автобус. Нас ждет детский сад.

Дети занимают свои места в автобусе.

Отправляются (под музыку) в детский сад.

Рефлексия

В-ль: Ребята, что вам больше всего запомнилось сегодня?

О чем самом важном для детей мы говорили?

Мы узнали о праве всех детей. Что это за право?

В-ль: А сейчас я раздам вам сердечки, а вы вечером подарите их своей семье, при этом не забудьте сказать ласковые и добрые слова своим родным и близким!

 

свернуть

Методические рекомендации для педагогов по использованию видов и техник нетрадиционного рисования художественными материалами в работе с дошкольниками

Методические рекомендации для педагогов

по использованию видов и техник нетрадиционного рисования

художественными материалами в работе с дошкольниками

Педагогам © Ясли-сад 15 г.Минска

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

 

Тычок жесткой полусухой кистью

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 

Рисование пальчиками

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Рисование ладошкой

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Оттиск пробкой

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

 

Оттиск печатками из картофеля

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

 

Оттиск поролоном

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

 

Оттиск пенопластом

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

 

Оттиск печатками из ластика

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

 

Оттиск смятой бумагой

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

 

Восковые мелки + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

 

Свеча + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует «свечой» на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 

Печать по трафарету

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

 

Монотипия предметная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 

Кляксография обычная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

 

Кляксография с трубочкой

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 

Кляксография с ниточкой

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

 

Набрызг

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

 

Отпечатки листьев

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 

Акварельные мелки

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

 

Тычкование

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квад­ратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

 

Монотипия пейзажная

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 

свернуть

Организация белорусского уголка в группах учреждения дошкольного образования

Организация белорусского уголка
в группах учреждения дошкольного образования
Содержание белорусских уголков (уголков по патриотическому
воспитанию) должно соответствовать задачам, решаемым по данной теме в
каждой возрастной группе учреждения дошкольного образования.
Согласно содержанию учебной программы дошкольного образования
(образовательная область «Ребенок и общество»):
Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по
отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей
о близком окружении (помещениях группы, дошкольного учреждения, участке
учреждения дошкольного образования, о труде работников учреждения
дошкольного образования), о своей малой родине (городе, деревне),
формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные
представления о национальных культурных традициях, о народных и
государственных праздниках; о природе родного края; о предметах
декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика,
изделия из соломы, льна, лозы).
В уголке следует разместить:
 альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город
(деревня)»;
 родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок);
 иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в
разное время года, деревьев, цветов, характерных для Беларуси;
 кукол (мальчик и девочка) в национальном костюме;
 предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые
изделия: скатерти, полотенца; керамика: миски, вазы; изделия из соломы, льна,
лозы; белорусские народные игрушки (свистульки));
 книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
 иллюстрации, фотографии с изображением народных и
государственных праздников.
В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным
и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице
Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне;
о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о
предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
В уголке национальной символики должны быть:
 государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
 портрет Президента Республики Беларусь.
В белорусском уголке следует разместить:
 альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»,
«Минск – столица Беларуси»;
 родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок,
брат, сестра, тетя, дядя);
 иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в
разное время года, деревьев, цветов, характерных для Беларуси;
 кукол (мальчик и девочка) в национальном костюме;
 предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые
изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчикиспорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна,
лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из
дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.;
белорусские народные игрушки (свистульки));
 иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных
зданий родного города (поселка, деревни);
 книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
 иллюстрации, фотографии с изображением народных и
государственных праздников.
В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о
родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с
достопримечательностями города, села, столицы республики, историей города;
с географическим расположением Беларуси, с какими государствами она
граничит. Закрепляют представления о столице нашей Родины, о флаге и гербе,
рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины.
Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками,
произведениями фольклора, произведениями белорусских писателей и т.д.
Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства, о
современной архитектуре.
В уголок национальной символики размещается:
 государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
 портрет Президента Республики Беларусь;
 карта страны, глобус.
В белорусском уголке следует разместить:
 кукол в национальных костюмах;
 альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками;
 альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники»
(Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы»
и др.;
 предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые
изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчикиспорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна,
лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из
дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.;
белорусские народные игрушки (свистульки));
 иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных
зданий родного города (поселка, деревни);
 книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
 иллюстрации, фотографии с изображением народных и
государственных праздников;
 различная познавательная и художественная литература;
 альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»,
«Минск – столица Беларуси»; макеты города (поселка, деревни), детского сада;
 иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в
разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
 родословные древа детей.

свернуть

Памятка для педагогов дошкольного образования «Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой самообразования»

21.11.2022

Памятка
для педагогов дошкольного образования «Алгоритм работы педагога над
индивидуальной темой самообразования»
1. Выбор индивидуальной темы работы по самообразованию:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативными правовыми документами;
- изучение эффективного педагогического опыта по выбранной теме.
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных
источников:
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана:
- выбор адекватных методов и средств деятельности;
- формулирование цели и задач предстоящей работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Непосредственно практическая работа над темой.
5. Анализ и оценка результатов самообразования, формулирование выводов и
предложений.
6. Оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научноисследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления,
умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему,
преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную
жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении
оптимального уровня самосовершенствования.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде
всего, качество организованного педагогом образовательного процесса и
профессиональный рост педагога

свернуть
Меню раздела